Направления в литературе

БАРОККО 
Это направление было распространено в европейской культуре в XVI-XVII вв. (в России не пользовалось популярностью). Оно появилось в противовес возрожденческой традиции и связано с крушением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны отличительной чертой барокко было позиционирование человека как творца, который противопоставлен обезличенному миру природы. Стилистика Барокко подразумевала обращение к словесной игре, интерес к парадоксам и обильному использованию метафор, и в то же время она была очень трагична по своей сути. 

КЛАССИЦИЗМ 
Эпоха классицизма была долгой, и длилась она с середины XVII по начало XIX века. Главный акцент классицизма — разумность человека и его встроенность в рациональную систему мира. Практически отсутствовал акцент на внутреннем мире героя, значительно важнее были его деяния. Сам по себе человек воспринимался, как звено «разумной пирамиды мироздания». Классицизм подразумевал строгую иерархию жанров, которые делились на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). 
 
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 
Возник в европейской культуре в середине XVIII века и долгое время существовал параллельно с классицизмом. Сентименталисты обращались к внутреннему миру — их интересовали чувства и переживания человека. Также от классицизма его разительно отличала обращенность к жизни обычного обывателя. Впоследствии именно в рамках сентиментализма сложится оппозиция: «естественный человек» — «цивилизация», где цивилизация будет выступать в роли злого начала. 

РОМАНТИЗМ 
Появление романтизма связывают с концом XVIII века. Как доминирующее литературное направление существовал очень не долго (всего около 30 лет), но в значительной степени изменил подход к восприятию человеческой личности, впервые заявив о её самоценности и самодостаточности. Отсюда культ свободы, которым славились все романтики: мир мыслей и чувств отдельного человека ставился намного выше всего общественного. Также романтизм ещё острее противопоставил цивилизацию и природу, и разделил действительность на два мира, предположив, что известная нам социальная реальность — не единственное, что доступно человеку. 

РЕАЛИЗМ 
Появился в 30-х годах XIX века. Принципиальным моментом было изображение героя «здесь и сейчас»: принято говорить, что реализм сблизил изображающего и изображаемое. Изначально своей целью преследовал максимально объективное изображение действительности. А впоследствии именно реализм осуществил настоящий прорыв в области восприятия героя — такой психологизации личности не было ни в одном направлении ранее. 

МОДЕРНИЗМ 
В рамках модернизма существует огромное множество направлений, объединенных, по большому счету, одной идеей: противопоставление классическому реалистическому искусству и попытка найти другой способ изображения действительности. Структурно определить модернизм не представляется возможным, часто используется формулировка: «модернизм» — это всё, что не «реализм» и не «постмодернизм». Понятно, что в этом случае критерии довольно условные. 

ИМПРЕССИОНИЗМ 
Направление последней трети XIX — начала XX века. Целью ставило запечатление мира в его изменчивости и акцент на передаче мимолетных впечатлений. Как отдельное литературное направление так и не сложился, однако эстетика импрессионизма была позднее заимствована символистами и неореалистами.

СИМВОЛИЗМ 
Очень обширное направление, начавшее складываться во Франции в 70-х гг XIX века, и очень быстро распространившееся по всей Европе (за исключением Италии — по непонятным причинам). В русской литературе существует разделение на т.н. «старших символистов» и «младосимволистов». Для старших символистов было свойственно тяготение к идее одиночества, избранности поэта и раскрытие несовершенства мира.

АКМЕИЗМ 
Возник в десятых года XX века в России. В каком-то смысле появился как реакция на кризис символизма. Если последний провозглашал «таинство слова», то акмеизм настаивал на точности и провозглашал материальность, отмечая самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. Образы акмеистов становились очень вещественны, в целом акмеизм — это культ конкретного, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».

ФУТУРИЗМ 
Футуризм зародился в Италии. Его «отцом» принято считать итальянского поэта и теоретика искусства Ф. Маринетти. Он предложил революционный подход к искусству, а именно: отказаться от духовности и любых словесных изысков. Сам подход футуризма предполагал эпатаж, поэтому его представители запомнились своими яркими провокационными работами. Футуризм ставил своей целью установку новых эстетических ценностей. Впрочем, эта попытка была обречена на провал.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 
В полной мере литературным направлением экзистенциализм назвать, конечно, нельзя. В первую очередь это философское направление, а если смотреть шире, то и вовсе концепция восприятия человека. «Отцом» экзистенциализма принято считать датского философа и писателе Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Экзистенциалисты настаивали на рассмотрении человека не «со стороны», как это принято в традиционной литературе, а совмещая объект и субъект повествование, — объясняя, что всё едино. Для экзистенциалистов крайне важен акцент на психологической жизни человека и подчеркивание всего иррационального. Свобода у экзистенциалистов, таким образом, воспринимается исключительно как личностный выбор из множества вариантов. 

СЮРРЕАЛИЗМ 
Оформился в 1920-е гг. как леворадикальное движение. Авторы-сюрреалисты постановили целью освободить искусство от всех условностей. Особое внимание отводилось внезапным импульсам и случайным образам, которые затем подвергались тщательной художественной обработке. На формирование сюрреализма в значительной мере повлиял фрейдизм. В литературе сюрреализм прижился значительно хуже, чем в живописи. . 

ПОСТМОДЕРНИЗМ 
Мощнейшее литературное направление современности, крайне разношерстное, открытое к любым новаторствам и сложно классифицируемое. Объединяющим моментом во всех постмодернистских работах является отказ от любой иерархичности: нет «высокого» и «низкого» искусства, все жанры и подходы едины, равны и т.д. Постмодернизм не ставит целью сказать что-то новое о мире — это его ярчайшая отличительная черта относительно всех других направлений. Кроме того, для постмодернистов важен акцент на равенстве всех культур мира и подчеркивается бесконечность эстетического (т.е. всё, что угодно, может быть искусством). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий